В помощь педагогу

САМООБРАЗОВАНИЕ -  целенаправленная познавательная деятельность педагогического работника по расширению и углублению своих теоретических знаний, развитию имеющихся  и приобретению новых профессиональных умений и навыков в соответствии с современными требованиями педагогической и психологической науки. Ценность самообразования состоит в самостоятельном поисковом размышлении, свободном усвоении выбранной области знаний. 

Воспитатели дошкольного образования относятся к категории тех профессий, которые требуют  постоянного самообразования.

Функции самообразования

  • накопление новых знаний
  • ликвидация недостатков в общей или профессиональной культуре
  • саморазвитие
  • предупреждение инерции собственного мышления
  • сохранение жизненной энергии и ощущение полноты жизни

 Основные направления самообразования

  • ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;
  • изучение научно-методической литературы;
  • изучение актуальных  достижений педагогической науки;
  • ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;
  • ознакомление с передовым  педагогическим опытом.

Тему по самообразованию может предложить  заместитель заведующего по основной деятельности, а можно выбрать её самому. Выбирать тему самообразования можно:

  • каждый учебный год  новая тема,
  • обширная тема на несколько лет.

Тема  по самообразованию должна быть нужной и перспективной  в сфере дошкольного образования. Целесообразно  выбирать тематику  с учётом  педагогического  опыта,  стажа.

Молодые специалисты:

  • индивидуальный подход в образовательном процессе,
  • планирование образовательного процесса,
  • организация работы с семьями воспитанников.

Воспитателям дошкольного образования с опытом работы более 5 лет:

  • современные методики и технологии в дошкольном образовании,
  • современные  формы работы с семьями воспитанников.

Для опытных специалистов:

  • практика наставничества и помощи молодым специалистам,
  • исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.

Рекомендации педагогам, занимающиеся самообразованием.

  • Изучая вопрос,  исследуйте несколько источников. Такой метод научит выбирать своё мнение.
  • Учитесь работать с каталогами. Это сохранит  вам время!
  • Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать.  Это пригодится вам для участия в  педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.
  • Будьте  открыты  к инновациям  в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.
  • Делитесь  опытом с коллегами!  

Формы представления результатов самообразования

  • Доклад на педагогическом совете.
  • Консультация
  • Выступление на семинаре, семинаре-практикуме
  • Проведение открытого занятия
  • Творческий отчёт
  • Проведение развлечений, досугов
  • Наглядно-иллюстративный материал
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании. 

 Тест для самодиагностики: "Личная  заинтересованность педагога в   саморазвитии"

  1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
  2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
  3. Я много читаю.
  4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
  5. Осмысливаю свою деятельность.
  6. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
  7. Я открыто обсуждаю интересующие  меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
  8. Стараюсь сохранять веру  в свои силы  и возможности.
  9. Стараюсь добиваться положительного результата в своей  деятельности.
  10. Мне нравится изучать и познавать всё новое. 

Результат:  большая часть положительных ответов дают основание сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самообразованию.

Алгоритм формулировки темы по самообразованию

Тема самообразования (педагогического опыта)

Например: Тема «Формирование нравственных представлений у детей старшей группы в игровой деятельности»

Что я делаю?

С кем я это делаю?

Как я это делаю?

Для чего я это делаю?

Формирую нравственные представления

Дети старшей группы

В игровой деятельности

Сводная таблица самообразования педагогов на 2023/2024 учебный год ГУДО «Детский сад №57 г. Бреста»

 

 

Ф.И.О.

 

 

Тема по самообразованию

 

Период работы

 над темой

 

Форма и срок отчёта

Павловская С.В., воспитатель дошкольного образования без категории

Театрально-игровая деятельность как средство развития речи у детей 5-6 лет

2023/2024

Разработка конспекта открытого занятия. Открытый просмотр по теме. Подбор игр и пособий по теме.

 

Котковец Г.И.,

воспитатель дошкольного образования специальной группы для детей с интеллектуальной недостаточностью высшей квалификационной категории

Развитие мелкой моторики руки  детей с интеллектуальной недостаточностью

2023/2024

Разработка пособий, материалов, игр по развитию мелкой моторики руки. Консультация для педагогов специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания. Консультации для родителей.

 

Петручик Ю.А.,

воспитатель дошкольного образования группы  второй  квалификационной категории

Развитие творческих способностей и эстетических чувств воспитанников среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность

2023/2024

Открытый просмотр спектакля. Разработка картотеки игр-драматизаций, театральных игр. Подбор  художественного материала  для интерактивного плаката «Читаем вместе».

Притульчик Н.И.,

воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей.

2023/2024

Пополнить развивающую предметно-пространственную среду разными видами театров.

Дричиц Л.А.,

воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Духовно-нравственное  воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы и фольклора.

2023/2024

Выступление на педагогическом совете «Реализация перспективного планирования художественных произведений и фольклора по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста». Участие в семинаре-практикуме « Методика обучения пересказу художественных произведений». Участие в конкурсе «Семья и семейные ценности».

Драб А.Ю.,

воспитатель дошкольного образования второй квалификационной категории

Формирование нравственно-патриотических чувств средствами художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.

2023/2024

Разработка дидактических игр, пособий, альбомов по патриотическому воспитанию.  Участие в конкурсе патриотических центров. Разработка конспекта занятий. Открытый просмотр. Подготовка материала для интерактивного плаката «Читаем вместе»

Скалкович И.И.,

воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории

Духовно-нравственное воспитание детей 3 года жизни средствами художественной литературы и фольклора.

2023/2024

Консультация для родителей по данному направлению. Создание развивающей предметно-пространственной среды, оснащение патриотического центра. Участие в конкурсе «Семья и семейные ценности».

Серебрякова Ж.В.,

воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Развитие художественных способностей и эстетических чувств воспитанников через театрально-игровую деятельность

2023/2024

Разработка конспекта. Открытый просмотр театрализованного представления по сказке. Пополнение театрального уголка разными видами театра. Участие в конкурсе «Театральный уголок»

Мялик Анастасия Юрьевна, музыкальный руководитель без категории

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений

 

 

 

2023/2024

Разработка конспектов занятий. Выступление детей на праздниках. Круглый стол «Обмен опытом»

Буката А.С.,

музыкальный руководитель второй квалификационной категории

Музыкальное искусство как средство духовно-нравственного воспитания детей 5-го года жизни.

2023/2024

Составление перспективного плана  музыкальных развлечений и праздников. Разработка сценариев фольклорных праздников. Консультации для родителей и педагогов «Влияние музыкального искусства на духовно-нравственное воспитание детей 5-го года жизни». разработка альбомов «Беларускія народныя святы», «Государственные праздники Республики Беларусь», «Белорусские композиторы», «Белорусский танец». Разработка интерактивного плаката «Читаем вместе».

Базылик Н.Д.,

воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории, осуществляющий персональное сопровождение (тютор)

Эффективные формы взаимодействия с семьёй ребенка с расстройствами аутистического спектра.

2023/2024

Разработка дидактических игр и пособий по теме. Консультация для родителей. разработать алгоритм взаимодействия с семьёй ребёнка с РАС.

Рыкунова О.С.,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Диспраксия. Особенности работы над коррекцией слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста

2021/2022

2022/2023

2023/2024

Разработка дидактической игры по коррекции слоговой структуры словау детей с нарушениями речи.

МО для учителей-дефектологов ПКПП учреждений дошкольного образования «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с нарушением речи в условиях ПКПП». Консультация для педагогов учреждения.

Корнелюк В.Н., руководитель физического воспитания высшейквалификационной категории

Обучение правильной осанке воспитанников 3-4 лет с помощью игровых методов и приёмов

2023/2024

Проведение консультации по данной теме для коллег. Перспективный план  распределения специальных упражнений. Разместить информацию на сайте учреждения.

Полетило Л.С.,

воспитатель дошкольного образования специальной группы высшей квалификационной категории

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и фольклора.

2023/2024

Составить перспективное планирование художественной литературы. Разработать конспект занятия. Подобрать материал для создания интерактивного плаката «Читаем вместе». Пополнить образовательное пространство по формированию духовно-нравственного воспитания детей. Провести консультацию для родителей по данной теме. Оснастить необходимым материалом патриотический центр. Разработать альбомы по патриотическому воспитанию.

Филиппович Я.Ю.,

воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и фольклора.

2023/2024

Разработать конспект занятия по нравственному воспитанию детей. Открытый показ. Подобрать материал к интерактивному плакату «Читаем вместе». Консультация для родителей по теме. Выступление на родительском собрании.

Бриштель Н.И.,

воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей 3 года жизни средствами художественной литературы и фольклора.

 

2023/2024

Разработка  альбомов «Взрослые люди», «Профессии», «Эмоциональное состояние», «Семья», «Фольклорные праздники». Участие в конкурсе «Семья и семейные ценности». Оснащение необходимым материалом патриотический центр. Консультации для родителей.

Скребец А.А, воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории (тьютор)

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у ребенка с РАС

2023/2024

Консультация для родителей. Составление алгоритмов самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Разработка игр и пособий (наглядно-иллюстративного материала) по данной теме

Манамс С.Ю.,

воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории

Развитие творческих способностей и эстетических чувств воспитанников через театрально-игровую деятельность

2023/2024

Открытый просмотр занятия по  развитию творческих способностей и эстетических чувств средствами театрально-игровой деятельности. Участие в смотре -конкурсе «Театральный уголок».  Составить перспективный план по организации театрально-игровой деятельности. Консультация «Эффективные формы взаимодействия учреждения с родительской общественностью по формированию духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания».

Чернозуб О.С., руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории

Духовно-нравстенное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и  фольклора в физкультурно-оздоровительной работе.

2023/2024

Разработка конспектов физкультурных досугов и праздников, комплексы ОРУ. Изготовление атрибутов к белорусским народным играм.

 

Дудик Е.С., воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.

2023/2024

Консультации для родителей. Выступление на родительском собрании. Оснащение  дидактическим материалом патриотического центра. Разработка материала для интерактивного плаката «Читаем вместе»

Левандовская Светлана Владимировна, воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории (Тьютор)

Формирование навыков безопасного поведения у воспитанников с расстройствами аутистического спектра

2023/2024

Оснастить адаптивную среду дидактическими играми и пособиями по основам безопасного поведения.

Скрипникова Анжела Николаевна, воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста

 

2023/2024

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды играми и пособиями (наглядно-иллюстративным материалом)  по теме. Консультация для родителей. Выступление на родительском собрании.

Волошко Е.В., учитель-дефектолог специальной группы без квалификационной категории

РаРаррррр

Развитие графомоторных навыков у детей с трудностями в обучении.

 

2023/2024

Консультация для родителей и педагогов  «Развитие графомоторных навыков у детей с трудностями в обучении. Выступление на родительском собрании. Разработка игр и пособий по теме.

Терлецкая А.А., учитель-дефектолог специальной группы без квалификационной категории

Адаптация материала для занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью

2023/2024

Разработка пособия  для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Пышко В. М., воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории (тьютор)

Эффективные формы взаимодействия с семьей по нравственному воспитанию детей с РАС

2023/2024

Консультация для родителей «Использование карточек Пекс с детьми с РАС». Разработка алгоритма взаимодействия с родителями детей с РАС.

Ясютчик Лада Степановна, воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории (тьютор)

Использование карточек Пекс в образовательном процессе с детьми с расстройствами аутистического спектра

2023/2024

Разработка карточек Пекс. Использование карточек Пекс в образовательном процессе с детьми с РАС.

Рябцева А.В., воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

2023/2024

Разработка игр (наглядно-иллюстративного материала) по гражданско-патриотическому воспитанию.

Шендюк Оксана Ивановна, педагог-психолог второй квалификационной категории

Метафорические ассоциативные карты в психокоррекционной работе с детьми 5-7 лет.

2023/2024

Внедрение метафорических ассоциативных карт в диагностическую и коррекционную деятельность. Обмен опытом.

Киевец Дарья Петровна, воспитатель дошкольного образования

Планирование образовательного процесса в группе раннего возраста

2023/2024

Планирование образовательного процесса.

Трепачко Яна Николаевна, воспитатель дошкольного образования

Развитие мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью

2023/2024

Создание картотеки пальчиковых  игр. Консультации для родителей по теме. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими и пособиями по теме

 

свернуть