Публикации педагогических работников

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РЕБЁНОК - ПРИРОДНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Палий Наталья Борисовна, магистр педагогических наук

Государственное учреждение дошкольного образования «Детский сад №57 г.Бреста»

 Экологические представления – это совокупность социального опыта ребенка, полученного посредством позитивных эмоций от общения с миром природы, с помощью сенсорных методов при развитии воображения, восприятия и дополненная объективными знаниями о предметах живой и неживой природы. Развитию творческого познания природы способствует не совокупность знаний о ее объектах, а представления об основных закономерностях природы.

Составляющими экологических представлений являются знания о живой и неживой природе, закономерности и взаимосвязи в природных процессах; отношение к природе через чувственный опыт, эмоциональную сферу; поведение в природе, слагаемое из собственного поведения и действий взрослых. Знания о природе, предлагаемые воспитанникам, должны представлять не сумму разрозненных фактов, а взаимосвязанную, последовательную цепочку представлений, раскрывающих наиболее важные закономерности природного мира. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Об этом писали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, советские педагоги В. А. Сухомлинского,         А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили  и др.

Эффективным средством формирования экологических представлений у воспитанников является игра, возможности которой позволяют в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать основы экологической культуры – осознанно правильного отношения к объектам и явлениям живой и неживой природы. Впервые игру, как инструмент воспитания, обучения и развития, рассматривает К.Д.Ушинский [2], хотя соотношение этих сторон явления, как и использование терминов, были весьма различны. Можно согласиться с точкой зрения С.А. Шмакова, что важнейший секрет игры заключается в построении ее на интересе и добровольности. Игра – специфически детский путь получения представлений об окружающем мире, путь заимствования от людей форм общественного поведения, накопления опыта, поисков, средств выражения своих переживаний и впечатлений [3].                     Она позволяет более естественно проникнуть ребенку в мир живой и неживой природы, которые составляют его непосредственное окружение в этот период жизни, ведь именно она по Гроосу «составляет главное содержание его жизни» [1].

Большинству игр присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка (процедурное удовольствие); творческий, значительно-импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция; наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность развития [3].

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить три класса игр: игры, возникающие по инициативе детей как разная практическая форма размышлений ребенка об окружающей и социальной действительности (самодеятельные игры-экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными и людьми, специальными игрушками и другими предметами и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные); игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие – автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные дидактические и досуговые – интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично-карнавальные, компьютерные); народные игры (обрядовые – семейные, сезонные; тренинговые – интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные; досуговые – игрища, тихие, забавляющие, развлекающие)

Особая роль отводится сюжетно-ролевым и дидактическим играм с точки зрения их эффективного использования в системе экологического воспитания.

Сюжетно-ролевая игра – это особая деятельность детей, специфика которой носит условный замещающий характер по отношению к «настоящей» деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события, с ними происходящие, осуществляемые за счет игровых действий и ролей, игровой ситуации, участия представителей живой и неживой природы, что позволяет детям реализовывать сюжетное событие, определяющее смысловой контекст игры.

Дидактическая игра – это познавательная игра, которая расширяет и закрепляет представления об окружающем мире, живой и неживой природе; влияет на развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей; привлекает их к самостоятельному мышлению, к творческому использованию своих знаний в различных условиях жизни; формирует умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять их и др. [3]. В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач, а результативность зависит от систематического их использования и целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Третий класс игр – народные игры. Они основаны на материале белорусских экологических традиций, которые образуют фундамент для развития у ребенка нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Основное условие успешного внедрения народных игр в жизнь воспитанников – глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром и методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.

Все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит: от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; от того, каким героям подражают дети; он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений.  

Полноценного развития игра детей достигает лишь тогда, когда педагог систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты, а также руководит самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гроос, К Душевная жизнь ребенка: Избр. лекции / К. Грос, проф. Гиссен.

ун-та; Пер. со 2-го расшир. и доп. изд. В.В. Деловой со вступ. ст. дир. Киев. Фребелев. ин-та В.В. Зеньковского. − Киев : Киев. Фребелев. о-во, 1916. − XVI, 242 с.; 22.

  1. Ушинский, К.Д. Сочинения в 3 томах. Т.1. / К.Д. Ушинский – М., 1979. – 264 с.
  1. Шмаков, С.А. Игры учащихся − феномен культуры / С.А. Шмаков – М.:  Новая школа, 1994. – 240 с.

 

свернуть