Советы учителя-дефектолога

10 простых советов родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

свернуть

Возрастные нормы речевого развития у детей

   Речь  детей развивается параллельно с их физическим и умственным развитием.

            Усвоение речи родного языка происходит в строгой закономерности и характеризуется рядом возрастных особенностей, а также черт общих для всех детей.

Знание  этих закономерностей речевого развития необходимо родителям для того чтобы:

         - вовремя заметить отклонение в речевом развитии.

         - диагностировать  нарушения речи.

         - строить   правильную коррекционно-воспитательную работу.

Возрастные нормы речевого развития у детей от 3 до 4 лет

В возрасте от 3 до 4 лет наблюдается появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам, использует предлоги, все основные части речи). Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения (Примерный объём словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов). Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. К четырем годам в речи ребенка  должны появиться свистящие звуки: С, З и Ц. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. Появляется словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка). Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.

Возрастные нормы речевого развития у детей от 4 до 5 лет

В возрасте от 4 до 5 лет наблюдается полноценное становление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам, использует предлоги, все основные части речи).  Словарный запас обогащается за счет наречий  обозначающих пространственные и временные признаки и достигает 2500-3000 слов.  Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных  редко могут произноситься искаженно. В активной речи ребенка появляются более сложные обобщения. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К пяти годам в речи ребенка должны появиться шипящие звуки: Ш, Ж, Ч и Щ. У части детей могут наблюдаются смешения свистящих и шипящих, Допускается отсутствие сонорных звуков Р, РЬ, Л.  Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Словарный запас обогащается за счет наречий  обозначающих пространственные и временные признаки и достигает 2500-3000 слов. В активной речи ребенка появляются более сложные обобщения. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К пяти годам в речи ребенка должны появиться шипящие звуки: Ш, Ж, Ч и Щ. У части детей могут наблюдаются смешения свистящих и шипящих, Допускается отсутствие сонорных звуков Р, РЬ, Л.  Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Возрастные нормы речевого развития у детей от 5 до 6 лет

Качественный скачок в овладении связной речью: ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность. Ребенок активно пользуется обобщающими словами. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений. К 5, 5 годам должны появиться последние недостающие звуки Р, РЬ, Л. Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов.

Возрастные нормы речевого развития у детей от 6 до 7 лет

Запас слов расширяется. На седьмом году жизни ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддержать разговор на любую доступную его возрасту тему. В речи использует синонимы, антонимы, начинает использовать  отвлеченные понятия и сложные слова. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их. Формируется культура речевого общения. Ребенок должен освоить звуко-слоговой анализ слов (умение определять количество и последовательность звуков и слогов, место каждого звука в слове), уметь составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам, вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения, определять количество слов в нем, называть слова по порядку. Эти умения формируются при специальном обучении и имеют важное значение в овладении чтением и письмом.

свернуть

Охрана органов речи и дыхания

Разнообразные недостатки речи у малышей (косноязычие, крикливый, грубый голос, слишком медленный или быстрый темп, заикание и пр.) с течением времени закрепляются, и их бывает очень трудно искоренить. Поэтому необходимо вовремя предупредить возникновение всякого рода речевых дефектов.

Очень важно оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла. Вместе с тем нельзя изнеживать их излишним укутыванием, так как этим снижается сопротивляемость организма неблагоприятным условиям.

Дети любят засовывать в уши, нос мелкие камешки, горошинки и.т.п. Надо следить за детьми и не допускать подобных «развлечений». Важно приучать детей с малых лет полоскать рот после еды, чистить зубы, чтобы во рту не размножались бактерии, которые разрушают зубы и могут перейти по имеющемуся проходу в ухо.

Надо щадить слух ребенка, оберегать его от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума. Именно поэтому опытные воспитатели не позволяют детям в группе громко кричать, постепенно вырабатывая у них привычку разговаривать спокойным голосом. Даже когда ребенок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух.

Если родители заметят, что ребенок часто переспрашивает, пытается увидеть артикуляцию говорящего и понять с губ, иногда неправильно понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит (особенно, если искажает звуки с, з, ц, ш, ж, щ, ч, смешивает звонкие согласные с глухими, путает слова), то обязательно надо обратиться к врачу – своевременное лечение почти всегда имеет благоприятный исход.

Расщелину верхней губы следует оперировать в возрасте от четырех до двенадцати месяцев, а короткую уздечку языка (пленочку между кончиком языка и ротовым дном) подрезать на пятом – шестом году. С надсечкой уздечки не надо торопиться, можно попытаться растянуть её, предлагая ребенку в течение нескольких недель, подражая взрослому и перед зеркалом, высовывать язык вперед, облизывать им верхние зубы под губой и верхнюю губу, подтягивать к носу ( «почистим зубы», «вкусное варенье», «язык с носом здороваются» и т.п.) Если это не поможет, обратиться к врачу.

Внимательно относитесь к вредным привычкам ребенка. Часто резкий запрет соски приводит к тому, что ребенок начинает сосать палец или варежку, а это уже напрямую ведет к нарушению прикуса и, как следствие, к неправильному произношению звуков. В случае искривления у ребенка челюстей и неправильного расположения зубов необходимо до пяти лет обратиться к врачу-стоматологу или ортодонту. Он путем регуляции и других приемов выровняет неправильный прикус. Большей частью это не требует длительного времени и проходит безболезненно.

Важно своевременно лечить или удалять разращения аденоидов, лечит болезни, затрудняющие дыхание: они не только препятствуют развитию нормального произношения, но и нередко вызывают ночные страхи, приводящие к заиканию.

Избавление ребенка от анатомических дефектов не только улучшит его речь, процессы питания (жевание, глотание), дыхания, но и благотворно скажется на выражении его лица.

Чтобы предупредить расстройство голоса у детей, родители должны следить, чтобы дети не перенапрягали голосовые связки – не кричали, не пели слишком громко, особенно на высоком тоне, не выходили разгоряченными на мороз, не пели на холоде. Надо также помнить, что пыльный, прокуренный воздух вызывает заболевание голосовых связок. Пренебрежение этими требованиями приводит к тому, что из мелодичного, звонкого голос ребенка становится глуховатым, сиплым, маловыразительным. Хрипота голоса обычно возникает в результате простуды. Если домашними средствами (тепло, укутывание горла, горячее молоко, чистое или с маслом, согревающий компресс и т.п.) в течение недели хрипота не устраняется, во избежание перехода её в хроническую обязательно надо обратиться к врачу. Во время хрипоты нельзя позволять ребенку много, тем более громко говорить, следует запретить пение и декламацию. При появлении хриплого (обыкновенно сиплого голоса, вызванного перенапряжением голосовых связок, необходимо показать ребенка врачу и строго следовать его указаниям.

В настоящее время у многих детей наблюдается пассивность артикуляции: ребенок не может облизнуть губы языком, поднять широкий язык на верхнюю губу или пощелкать кончиком языка. Данная малоподвижность органов артикуляционного аппарата лежит в основе нарушенного звукопроизношения. Для формирования правильных движений органов артикуляции желательно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, которые подскажет логопед.

К детям нужно относится ровно, спокойно, предъявляя им разумные требования, которые они в состоянии выполнить. Надо умело, систематически и настойчиво воспитывать у них сознательную дисциплину, выдержку, собранность. Правильное воспитание обеспечивает устойчивость нервной системы против неблагоприятных воздействий на нее и поэтому предохраняет ребенка от развития у него нервной, торопливой, невнятной речи, от заикания.

Нередко родители вопреки желанию ребенка демонстрируют его речевые и умственные способности перед родными и знакомыми, понуждают ребенка слишком много заучивать наизусть, выступать с декламацией на разного рода детских и недетских праздниках.

 Это перегружает его нервную систему, истощает речевые возможности, утомляет речевые механизмы, в результате чего может развиться заикание или торопливая, невнятная и маловыразительная речь. Иногда же такие частые выступления надоедают ребенку, раздражают его, он отказывается вообще заучивать наизусть и даже избегает слушать чтение и рассказы старших. У иных же детей все это развивает нездоровые чувства – тщеславие, самовлюбленность, отвлекает от естественных для их возраста игр и занятий. Причиной заикания может послужить торопливая, насыщенная речь матери.

Данные рекомендации помогут сохранить речевые возможности и голос ребенка в норме.

свернуть

О дыхании

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормаль­ной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием об­щей ослабленности, аденоидных разращений, различных сер­дечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как прави­ло, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены доби­рать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укорочен­ный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

ВНИМАНИЕ

  • Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
  • Вдох надо делать через нос, плечи не под­нимать.
  • Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеян­ная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
  • Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Мно­гократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению.
  • После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний! 

Дудочка

Ребенку предлагается поиграть

на дудочке или подуть в свисток

с разной силой, для получения

звучания разной силы.

Мыльные пузыри

Взял соломку Игорёк,                 

Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку.

Для формирования навыка ротового выдоха полезно наду­вать мыльные пузыри.

Загони мяч

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный ша­рик на столе,

стараясь за­гнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

Фокус

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).

2.Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3.Сделай вдох через нос.

4.Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Одуванчик

Ветер дул на одуванчик —

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть  губы  вперёд  трубочкой 

и  длительно  дуть  на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Сдуй снежинку

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю гу­бу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ват­ный шарик — «снежинку» с ладо­ни. Повтори три-четыре раза, сле­дя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произно­сил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

Вертушка

Дуют дети на вертушку

Очень славная игрушка!

Крутится, вращается,

Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

Кораблик

По волнам корабль плывёт.              

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай                     

И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и нето­ропливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

В данном комплексе использует­ся сочетание дыхательных и фи­зических упражнений, при выпол­нении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и вынос­ливость дыхательных мышц, ко­ординируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функцио­нальная деятельность всех орга­нов и систем организма.

Надуй шарик

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на жи­вот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глу­бокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается впе­ред, а нижняя часть грудной клет­ки расширяется, что контролиру­ется одной или другой рукой). Пос­ле вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Наклоны

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки впе­ред вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отве­дя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит

(руки вперед вверх).

Клювом дятел дуб долбит

(руки вниз назад):

Тук, тук,тук,тук,тук,тук

(руки вперед, вверх).

Пауков найдет он тут

(руки вниз назад).

Повороты

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в сто­роны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

Боком-боком, боком-боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

Ветер дует

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко

(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

Я подую низко

(руки перед собой, присесть и подуть),

Я подую далеко

(руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко

(руки положить на грудь и подуть на них).

 

свернуть